Озджан Эрмиш: «Полностью безлимитных 3G-тарифов не будет»
Оператор life:) в последнее время погряз в разбирательствах — чья 3G-сеть является самой большой. Другие новости компании пока отодвинуты на задний план — большая пресс-конференция оператора на прошлой неделе крупных информационных поводов не принесла. Для того чтобы прояснить ситуацию, корреспондент Onliner.by отправился на встречу с генеральным директором life:) Озджаном Эрмишем и руководителем управления маркетинга life:) Андреем Таляром.
— Какие новости вокруг рекламной кампании о самой большой 3G-сети в Беларуси?
— (Андрей Таляр) Вы прекрасно знаете, что life:) первым запустил UMTS-сеть в коммерческую эксплуатацию. Согласно нашим подсчетам и той информации, которую мы получаем в том числе и из Министерства связи, наша сеть — вне всякого сомнения — самая большая. Но вопрос по-прежнему обсуждается — в суде. Уже было несколько заседаний. Правда, некоторые из них переносились, так как не приходили представители заинтересованных ведомств. Решения по существу еще не принималось.
Очевидно, что без четкого осознания, что у нас — самая большая 3G-сеть, мы бы не стали начинать эту кампанию. Мы понимаем, какая сеть сейчас в нашем распоряжении и какие планы по ее дальнейшему развертыванию, следим за ситуацией у наших конкурентов. У нас очень хороший уровень 3G-покрытия. На 100% уверены, что мы — номер один: по количеству базовых станций и по территории покрытия. Так что вопросов больше быть не должно.
— Главная проблема заключалась в том, что самое большое 3G-покрытие было у компании «БелСел». Положение дел уже изменилось?
— (А.Т.) Все знают, что за последние два года со стороны «БелСела» почти не было никакого развития. Они не увеличили свое покрытие и вообще не предпринимали никаких действий. По заявленным ими данным, у них действительно самая большая сеть по географическому покрытию. Правда, они указывают только количество подключенных населенных пунктов. Оператор, к примеру, ставит в городе или деревне только одну БС, и этой станции может и не хватить на качественное обслуживание всего населения. Скажем, 50 тыс. жителей.
Так что возникает вопрос о достоверности таких данных. Кроме того, если речь зашла о «БелСел», я бы не сказал, что их сеть современна. Распространение такого типа CDMA-сетей в мире невелико, существуют проблемы с удобством пользования и скоростью, реальной скоростью передачи данных. Так что это вопрос технологии. Когда мы говорим о стандарте, все, что больше определенной скорости (не очень высокой — около 380 кбит/с), уже считается сетью 3G. Как мы все знаем, самые высокие скорости достижимы при помощи HSPA+ — до 21 Мбит/с. Такую скорость в сети CDMA получить невозможно.
— (Озджан Эрмиш) Стандарты очень отличаются. Мы не считаем CDMA нашим конкурентом, и реклама не касалась этого стандарта. Гораздо проще сравнивать life:) c сетями МТС, velcom и практически невозможно — с Diallog. Мы сравниваем себя с МТС и velcom и считаем, что находимся впереди. Одна базовая станция CDMA позволяет покрыть бóльшую территорию, но это покрытие — не столь качественное, как у нас. С точки зрения маркетинга наша цель — это не CDMA. Для всего мира, не только Беларуси, это технология вчерашнего дня. Технология CDMA будет вымирать.
— (А.Т.) Теоретически CDMA может предлагать большее географическое покрытие. Впрочем, вопрос заключается в том, насколько эффективно настроена сеть CDMA и какое качество она предлагает на границе зоны покрытия БС. Вообще, «БелСел» давно на рынке, а абонентов у него не очень много. Значит, люди не сильно впечатлены этой технологией или она для них неудобна.
— То есть, иными словами, life:) считает себя лидером в 3G по всем параметрам: покрытие, населенные пункты и базовые станции?
— (А.Т.) Именно. Мы сами сейчас проводим мониторинг наших конкурентов и видим, что они — позади нас. Конечно, они добиваются определенного прогресса, но мы все равно впереди. Однако что скажет Министерство связи и суд — предсказать невозможно.
— Каковы сейчас показатели life:) по абонентам 3G?
— (О.Э.) Судя по данным третьего квартала — лидируем с большим отрывом. Мы, правда, не можем разгласить точные цифры, но могу заверить, что мы — впереди.
— (А.Т.) Turkcell не разрешает нам передавать данные в печать. Долю 3G-рынка я тоже не скажу, так как вы тут же посчитаете цифры. Конечно, у нас больше 3G-абонентов, поскольку мы начали работу гораздо раньше конкурентов. У life:) больше базовых станций. Кроме того, технические условия у нас лучше. У нас — две несущие. Это означает, что даже при одинаковом количестве базовых станций емкость сети life:) — больше.
Конечно, у конкурентов существует значительное число абонентов, которые используют сети 2G. Но если конкуренты не могут предложить качественных услуг 3G, их абоненты подключаются к нам.
Вы знаете, что мы начали коммерческую эксплуатацию 3G больше года назад, в ноябре 2009 года. Первые контракты уже начинают истекать. Как показывает опыт других стран, в такой ситуации абоненты стремятся перейти к другому оператору, но наши — продолжают пользоваться life:). Почти все остаются.
— Как вы считаете своих 3G-абонентов?
— (О.Э.) Это те клиенты, которые непосредственно пользуются 3G-связью. Например, в сети зарегистрирован, скажем, 1 млн. абонентов с возможностью использовать 3G, 800 тыс. из них действительно пользуются сетью — так вот их мы и считаем абонентами.
— Почему вы изменили методику подсчета абонентов?
— (О.Э.) Ранее нашими абонентами оставались клиенты, которые не позже 12 месяцев назад пополнили счет или активировали SIM-карту. Затем мы обнаружили, что абонентов, которые приносят выручку (из тех, которые подключились год назад), очень небольшое количество. И мы решили их не считать. В результате изменения в методологии затронули около 400 тыс. человек. Так что это был наш выбор: если пользователь на протяжении шести месяцев не платит нам деньги, мы не считаем его абонентом.
— Как вы думаете, сколько абонентов будет до конца года у life:) с этим новым методом подсчета?
— (О.Э.) По старой системе наша цель — 1,9 млн. абонентов. Если отнять 400 тыс., останется около 1,5 млн. Вот такой прогноз — 1,5 млн. до конца года.
— С точки зрения ежедневного прироста абонентов ничего не изменилось?
— (О.Э.) Да, ничего не изменилось. За последние 10 дней ежедневный прирост даже увеличился на 30—35%. Возможно, это из-за сезона.
— Вы планируете агрессивную предновогоднюю кампанию?
— (О.Э.) Вообще-то, все наши кампании были очень агрессивными. На Рождество у нас будет еще одна акция. Она начнется 15 декабря. Речь будет идти о предложении нового телефона.
— Нового телефона?
— (О.Э.) Нового. Это не телефон с ОС Android.
— Вы довольны продажами планшета?
— (О.Э.) Да, более чем. Через пару дней у нас даже закончится запас. Мы ждем новую поставку. Мы продаем на 25% больше планшетов, чем рассчитывали — из-за повышенного спроса устройство на пару дней исчезнет из продажи до новой поставки.
— Планируете расширять линейку планшетов?
— (О.Э.) Да, мы общаемся с Huawei, Samsung, ZTE. У Nokia пока планшета нет. Я думаю, в следующем году в продаже появится второй-третий бренд. Пока Huawei остается самым агрессивным. Продукты Huawei очень качественные. Конечно, мы не хотим, чтобы у них здесь была монополия, но другие вендоры пока не предложили того, что мы хотим. Наша стратегия очевидна — Android. Так что в дальнейшем речь может идти о появлении ZTE и Samsung рядом с Huawei.
— Ваши конкуренты продают другие бренды и позиционируют их для премиум-сегмента. Например, HTC, Samsung, Sony Ericsson. Кроме того, они предлагают пакеты специально под эти телефоны. Не планируете ли делать подобное?
— (О.Э.) HTC — вероятно. Мы сейчас ведем переговоры с ними. Но есть одна проблема: мы продаем телефоны по гораздо меньшей цене. Мы просим самые недорогие устройства. Оператор life:) отдает аппараты бесплатно — ничего за них не просит. Абонент должен только вносить ежемесячную плату за тарифный план. Так что наши экономические расчеты позволяли пользоваться только продуктами Huawei. Но если ZTE, Samsung, HTС сделают аналогичное предложение — мы с радостью начнем продавать их аппараты.
— Телефоны с ОС Android предлагают прекрасные возможности работы с интернетом. Вот уже несколько месяцев вы говорите о появлении портала life:). Когда его можно ожидать?
— (О.Э.) Портал life:) на протяжении последнего месяца находится в режиме тестирования — в том числе и с биллинговой системой. Сам портал уже разработан. Сейчас мы пытаемся оптимизировать работу портала с биллингом LHS. Во-первых, не все сегменты портала будут бесплатными. Во-вторых, для определенного количества пользователей мы можем выделить бесплатные мегабайты для пользования порталом. Для этого предусмотрена функциональность DPI (Deep packet inspection — система, которая позволяет анализировать пакеты и по-разному тарифицировать разный тип трафика. — Onliner.by). Как только тесты завершатся, мы сможем запустить наш портал. Это произойдет примерно в феврале.
Портал не будет классическим операторским сайтом. Конечно, там размещены рингтоны, игры и прочий подобный контент, но сайт является прежде всего стартовой точкой для работы с интернетом. Оттуда можно будет загрузить браузеры, программы для обмена файлами. При помощи DPI мы можем обеспечить, например, бесплатную загрузку некоторых программ из Android Market. Портал не станет вещью в себе — среди прочего мы ведем переговоры с тремя-четырьмя производителями мобильного видеоконтента. В общем, сайт станет классической дверью в большой интернет.
— Николай Юшкевич рассказал о планах по использованию системы DPI, которая сможет считать разный трафик по-разному. Теоретически это создает возможность для безлимитного интернета.
— (О.Э.) Конечно. Мы можем делать некоторые сайты бесплатными для абонентов. Мы можем предложить, например, 20 МБ бесплатно для работы с «Одноклассниками». Кроме того, могут быть внедрены следующие схемы: если вы купили модем — определенные сайты становятся бесплатными. Иногда мы можем сказать — заплатите, скажем, $2 и получите интернет-услуги Google бесплатно.
— Если вы сможете по-другому тарифицировать «тяжелые» закачки, такие как, например, торренты, мы можем, наверное, ожидать хороший тарифный план с анлимом?
— (О.Э.) Только для отдельных сайтов.
— А для всего интернета?
— (О.Э.) Нет, об этом мы не думаем. Мы не хотим столкнуться с проблемой емкости сети. Не хотим потерять скорость. Мы не будем идти на поводу у того незначительного процента пользователей, которые будут заниматься серьезными закачками. Наш верхний лимит останется на уровне 5 ГБ в месяц, может больше. Не знаю. Возможно, мы введем 10 ГБ. Полностью безлимитных 3G-тарифов не будет.
— Существовали определенные ожидания по поводу создания программы лояльности life:). Как обстоят дела с этим?
— (О.Э.) Сейчас наш IT-отдел занимается ее внедрением. Я думаю, через три-четыре месяца программа может быть запущена. Мы уже, впрочем, выделили специальные группы наших абонентов, которые могут получить от нас дополнительные бонусы. Например, многие клиенты с нами уже два года — они получат определенные преимущества. Мы создадим специальный каталог бонусов, где каждый сможет увидеть, что он получает.
В общем, сейчас для нас приоритет — наш новый портал и программа лояльности клиентов.
источник