На рынок было поставлено 14.1 миллиона смартфонов, 150 000 Playbook. Выручка компании составила 5.2 миллиарда долларов (падение на 6 процентов с тем же кварталом 2010 года). Компания заявляет о том, что в третьем квартале число пользователей RIM во всем мире достигло 75 миллионов человек. Выручка распределилась следующим образом: 79% - это продажа телефонов, 19% - сервисы и 2% - программное обеспечение. Доход компании сократился и составил 265 миллионов долларов.
Тут самое время воскликнуть, что большинство производителей может только мечтать о таких “плохих” показателях, и это частично будет правдой. Но рынок акций устроен несколько иным образом и он не оценивает текущее положение дел, а пытается угадать, что будет происходить с компанией в будущем, вырастет цена ее акций или упадет. Этакое гадание на кофейной гуще для того, чтобы понять, что случится со стоимостью компании.
На мой взгляд, это вполне справедливые условия для оценки деятельности компаний, так как они не менялись в процессе игры, правила остались теми же. Первый тревожный звоночек раздается, когда топ-менеджеры компании начинают говорить о том, что рыночная стоимость акций не отображает реального положения дел. Это очень плохой признак, который ясно дает понять, что именно компания пытается изменить правила игры и объяснить, почему она будет неуспешна в последующие годы. Справедливости ради надо отметить, что переубедить рынок не удалось еще ни одной компании, которая осознала свои приближающиеся проблемы и начала активно объяснять, почему стоимость акций не должна приниматься во внимание. Но с упорством, достойным лучшего применения, люди пытаются переубедить рынок вместо того, чтобы заняться решением реальных проблем. Искус решить вопрос в области PR слишком велик.
Если перенести сегодняшние проблемы RIM в практическую плоскость, то основной недостаток компании только один – ее продукты не так желанны, как раньше. Они больше не являются эталоном и не модны, как когда-то в корпоративной среде. В 2007 году, когда появился Apple iPhone, никто не прочил RIM проблем. Задним числом многие говорят о том, что именно 2007 год является переломным для Blackberry, ведь тогда появился iPhone. Однако это совсем не так, и можно считать началом проблем RIM 2009 год. Миром правят идеи, а не устройства. Удивительно, но многие компании, нащупавшие в прошлом удачные идеи, не понимают, как работает этот «рынок», как устроено сознание потребителей. И раз за разом проигрывают, так как у них нет людей, способных объяснить разработчикам, что именно они должны сделать.
В 2009 году впервые прозвучала фраза о том, что Apple iPhone может использоваться как корпоративное устройство, и де-факто этот телефон стал таковым. Вся история развития iPhone - это история развития идей. Мало кто помнит, что в 2007 году никто не называл этот продукт смартфоном. Никто. Это был обычный телефон с сенсорным управлением, так его позиционировал Apple. Год спустя в Apple разобрались в том, чего хотят люди, и нарекли аппарат смартфоном. Взяли идею и предложили свою реализацию с уже существующим продуктом. Изменился ли за тот год iPhone? Не сильно. Изменилась идея, с которой его продавали, и эта идея изменила восприятие продукта.
В 2009 году история просто повторилась, теперь для корпоративных пользователей iPhone завернули в обертку бизнес-устройства, и с этого момента Blackberry начал стремительно проигрывать. Почему? Ответ очевиден – Blackberry уже давно был на этом рынке и закрепился на нем. Но новизна iPhone привлекала, а эргономика была на порядок выше. Как результат, многие, попробовавшие после Blackberry этот продукт, переходили на него (как на второй телефон зачастую). Если навскидку попытаться перечислить идеи, которые Apple вложил в сознание потребителей с 2007 года относительно iPhone, то получится внушительный список – лучший музыкальный плеер (iPod как прообраз), лучший браузер, лучший экран, лучшие материалы, лучшее игровое устройство, лучший корпоративный смартфон и так далее. Обратите внимание, что в Apple никогда не стеснялись говорить о каждой функции «лучшая», в то время как конкуренты этого почти не делали. На стороне Blackberry были консервативные ценности – лучшая клавиатура, лучшая работа с почтой, лучшее корпоративное устройство. В Apple не боролись с первыми двумя пунктами, а убили основную идею Blackberry и показали, что корпоративное устройством может быть другим. Все, идея сработала и взорвала рынок RIM.
Давно пора понять, что рынок электроники, как и любой иной, это рынок идей и воззрений. Когда-то они проявляются в очевидной форме, часто они не видны. Играя на футбольном поле с другой командой, надо играть не в их игру, а попробовать сыграть в баскетбол, возможно, что многие ждут новизны и хотят именно ее. Или рынок не готов к новизне, тогда придется играть в футбол, но делать это в другом ключе, не так, как другие. Надо придумывать идеи, которые и способны захватить мир. Телефоны на это не способны.
Проигрыш RIM очевиден был уже в начале 2011 года, я говорил и писал об этом неоднократно. Компания потеряла идеи, а все последующее вытекало из этого. Кинувшись на рынок планшетов, в RIM не думали, какую задачу они решают, какова их идея здесь. Нет. В RIM видели растущий рынок и хотели откусить от него кусочек, как и многие другие производители, копировавшие Apple. У большинства этого просто не получилось, и они потеряли сотни миллионов долларов (кроме RIM, можно вспомнить HP или Sharp).
На рынке корпоративных телефонов Blackberry тоже начал терять инициативу. И знаете, почему? У компании кончились идеи. Они вцепились в почту, как в нечто, что должно кормить RIM десятилетиями, но это не так. Почта важна и будет использоваться еще долгое время, но помимо почты, люди хотят получить игры, сетевые сервисы, множество современных вещей. Это идеи, которые было важно обозначить и показать, что компания развивается в этом направлении. Вместо этого Blackberry обещал новую версию операционной системы (QNX), которая должна была решить все проблемы в одночасье. Ровно такое же заблуждение было и остается у Nokia – вопрос не в UI, это небольшая часть проблемы, ее техническая составляющая – вопрос в том, какую идею вы продаете.
Мне нравится, что все события на рынке происходят постепенно. В момент, когда компания уже мертва и опустошена, она показывает хорошие продукты, выдает на-гора отличные финансовые показатели. И все великолепно. Например, в начале 2008 года, когда я впервые заговорил о кризисе Sony Ericsson, его не то что не было видно, о нем никто не мог даже подумать. Через три года компания перестала существовать (да марка до 2012 года будет присутствовать на телефонах, но потом исчезнет окончательно). В 2008 году можно было изменить вектор развития, но в 2009 году это уже был живой мертвец, который демонстрировал завидную прыть, изображал бурную жизнедеятельность, но не существовал, будущего у компании не было.
В RIM пока не прошли точку невозврата, компания находится на перепутье. У нее есть примерно 6-8 месяцев, чтобы аккумулировать все ресурсы (люди, деньги, лояльные пользователи) и полностью пересмотреть те идеи, что компания дает рынку. Если за этот срок не произойдет ключевых изменений, то в течение нескольких лет RIM ждет громкое фиаско, компания потеряет свои основные рынки. Вероятность того, что в RIM что-то сделают для своего спасения, минимальна, они идут путем Siemens, Sony Ericsson, Nokia. В частности, компания уже заявила, что новая ОС не будет готова до второй половины 2012 года, а все это время интерес к продуктам будет подогреваться рекламой. Чтобы не ходить далеко в прошлое, напомню, что спасательным кругом Nokia была такая операционная система как MeeGo, интерес к ней подогревали как рекламой, так и PR. В итоге от Meego отказались, но вся компания жила два года ожиданием чуда, а переломной точкой должно было стать появление первых Meego-смартфонов. Произошло чудо? Нет. С появлением QNX-смартфонов от Blackberry произойдет чудо для этой компании? Также нет. Продавать нужно не продукты, а идеи, стоящие за ними. И это можно и нужно делать уже сегодня. Безусловно, в новых продуктах можно обеспечить лучшую интеграцию идей и привязку их к техническим характеристикам. Но это дополнительные очки в глазах покупателей, не более того. Первична идея, а ее как раз и нет. И в этом проблема рынка, а не только Blackberry. Жаль, но я не вижу никаких признаков того, что Blackberry сможет справиться с этим кризисом. И это не разговор о продуктах, к моменту появления QNX-смартфонов они могут быть идеальными, но на уровне идей и восприятия они проиграют не таким совершенным телефонам. Причина в восприятии людьми этого мира.
http://mobile-review.com/articles/2011/birulki-150.shtml#1